арб суд Дальневосточного округа сейчас расположил на своем интернет сайте проект обобщения практики судов "О некоторых вопросах, появляющихся при рассмотрении дел, связанных с употреблением таможенного закона".
Для приготовления обзора были проанализированы рассмотренные АС ДВО за 2012 год – первый квартал 2015 года дела, связанные с употреблением норм Таможенного кодекса Таможенного альянса и закона от 27.10.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ". В данный срок судом рассмотрено 2675 кассационных претензий по делам в области таможенного закона.
В проекте анализируется полдюжины проблемных аспектов практики судов. Например, по поводу одного из дел, кассационный суд указывает, что при расчете процентов за нарушение органом таможенной службы периода возврата чрезмерно оплаченных либо чрезмерно стребованных таможенных пошлин, налогов должно учитываться практическое количество суток в году: 365 либо 366 и соответственно в формуле расчета процентов использоваться расчетная ставка, одинаковая 1/365 либо 1/366.
Как показывает АС ДВО, режим возврата чрезмерно оплаченных либо чрезмерно стребованных сумм таможенных пошлин, налогов и других финансовых средств (денежных средств) регулируется главой 13 ТК ТС и главой 17 Закона № 311-ФЗ.
В соотношении со статьей 89 ТК ТС чрезмерно оплаченными либо чрезмерно стребованными суммами таможенных пошлин, налогов представляются оплаченные либо стребованные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы финансовых средств (денежных средств), размер коих превышает суммы, подлежащие оплате согласно с названным Кодексом и (либо) законом стран – участников таможенного альянса, и распознанные в качестве определённых видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении определённых товаров.
Ввиду части 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ чрезмерно оплаченные либо чрезмерно стребованные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату согласно решению органа таможенной службы по обращению плательщика (его правопреемника). Указанное обращение и прилагаемые к нему документы подаются в орган таможенной службы, в котором произведено декларирование товаров, а в случае употребления централизованного режима оплаты таможенных пошлин, налогов – в орган таможенной службы, с которым достигнута договоренность о его употреблении, или в орган таможенной службы, которым было произведено взимание, не позднее трех лет с момента их оплаты или взимания.
Частью 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что возврат чрезмерно оплаченных либо чрезмерно стребованных таможенных пошлин, налогов производится согласно решению органа таможенной службы, который реализует администрирование данных финансовых средств. Общий период разбирательства обращения о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм чрезмерно оплаченных либо чрезмерно стребованных таможенных пошлин, налогов не в состоянии быть больше три дцать дней с момента подачи обращения о возврате и представления всех нужных документов. При нарушении указанного периода на сумму чрезмерно оплаченных либо чрезмерно стребованных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный период, начисляются проценты за ежедневно нарушения периода возврата. При возврате чрезмерно стребованных согласно с положениями главы 18 настоящего закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму чрезмерно стребованных таможенных пошлин, налогов начисляются с момента, следующего за днем взимания, по день практического возврата. Ставка принимается одинаковой ставке рефинансирования Центробанка РФ, действовавшей в срок нарушения периода возврата.
Возврат плательщикам сумм таможенных пошлин, налогов и начисленных согласно с положениями части 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ процентов на сумму чрезмерно оплаченных либо чрезмерно стребованных таможенных пошлин, налогов производится согласно с положениями закона о бюджете страны на текущий денежный год и плановый срок, представляющегося составной частью бюджетного закона РФ.
Наряду с этим решения о возврате указанных процентов принимаются органами таможенной службы, наделенными Федеральной таможенной работой Российской Федерации, представляющейся главным администратором доходов бюджета, подобающими бюджетными полномочиями администратора доходов бюджета.
Статьей 12 Бюджетного кодекса РФ определено, что денежный год отвечает год и продолжается с 1 января по 31 декабря, другими словами число суток в году равняется 365 либо 366 дням, в случае если год високосный.
В связи с изложенным при расчете процентов за нарушение органом таможенной службы периода возврата чрезмерно оплаченных либо чрезмерно стребованных таможенных пошлин, налогов учитывается практическое количество суток в году – 365 либо 366. В формуле расчета процентов используется расчетная ставка, одинаковая 1/365 либо 1/366.
К тому же, как отмечается в проекте обобщения, экспресс анализ споров этой группы дел говорит о том, что в практике арбитражных судов отсутствует единый подход к разрешению споров по употреблению ставки для расчета процентов.
Так, в рамках дела Арбитражного суда Амурской области № А04-1807/2014 (распоряжение АС ДВО от 17.11.2014 № Ф03-4579/2014) суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требование предъявленное заявителем бизнесмена о взимании с органа таможенной службы процентов при расчете подлежащих оплате годовых процентов по действующим в срок нарушения ставкам рефинансирования Центробанка РФ (8 и 8,25 %), исходили из суток в году, одинакового 360, применив пункт 2 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 "О практике употребления положений ГК РФ о процентах за пользование чужими финансовыми средствами".
Суд кассационной инстанции посчитал выводы судов основанными на неправильном толковании норм материального права, в частности не учитывая положений статьи 12 БК РФ.
Таможенное право не содержит положений, соответственно которым при расчете срока задержки возврата чрезмерно оплаченных либо чрезмерно стребованных таможенных пошлин, налогов число суток в году должно приниматься одинаковым 360 дням.
Так, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении срока задержки – практическое количество календарных суток задержки с учетом дня практического возврата таможенных пошлин (поступления финансовых средств в банк), при определении ставки процентов – ставка рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшая в дни нарушения периода возврата, деленная на количество суток в подобающем году (365 либо 366 суток).
Аналогичная позиция находится в распоряжении Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13, распоряжениях АС ДВО от 27.11.2014 № Ф03-4746/2014, от 13.11.2013 № Ф03-5124/2013, распоряжении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.12.2014 № Ф08-8932/2014, распоряжении Арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2015 № Ф09-482/15, отражена в письме ФТС Российской Федерации от 30.03.2012 № 01-11/15247 "О режиме начисления процентов", и подхвачена Главным судом РФ (определение от 02.10.2014 № 308-ЭС14-2249 по делу № А32-28613/2010).
Но, как отмечается в документе, арб суд Поволжского округа (распоряжение от 25.11.2014 по делу № А57-2575/2014), Федеральный арб суд Северо-Западного округа (распоряжение от 09.08.2013 по делу № А44-8769/2012) ссылаясь на пункт 2 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 придерживаются другой позиции, согласно с которой при расчете процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ число суток в году принимается одинаковым 360 дням, потому, что таможенным законом не выяснен режим расчета процентов, подлежащих взиманию за несвоевременный возврат чрезмерно оплаченных таможенных платежей.
С полным текстом проекта обобщения практики судов Арбитражного суда Дальневосточного округа "О некоторых вопросах, появляющихся при рассмотрении дел, связанных с употреблением таможенного з
Комментариев нет:
Отправить комментарий