Сейчас мы с вами поболтаем о том, как вести агитацию. Так как все же знают, что сейчас идут выборы. А какие же выборы без агитации, и уж тем более без незаконной.
В случае если кто считает, что агитация — это лишь громкие лозунги, типа "голосуй за меня, в противном случае…", то он мало ошибается. Непременно, такие прямые призывы — это конечно же агитация. Но законодательство, помимо этого относит к предвыборной агитации еще много других действий.
К примеру, "Выражение предпочтения какому-либо кандидату", либо "Описание вероятных последствий избрания либо неизбрания кандидата" (цитируется по тесту закона), другими словами совсем не необходимо прямо призывать, а возможно всего лишь намекнуть о том, что может быть.
Еще один метод определения агитации разрешает практически продвигать нужных кандидатов: "Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его работой либо выполнением им своих служебных (должностных) обязанностей". Другими словами, допускается абсолютно полная свобода сказать о работе кандидата, его служебных удачах и личных достижениях. И это все не будет считаться предвыборной агитацией. Фактически, данным положением и пользуются все СМИ, когда имеется необходимость промотировать нужного либо нужных кандидатов.
Следующее определение агитации, содержащееся в законе, это — "Деятельность, содействующая формированию положительного либо отрицательного отношения избирателей к кандидату". Вот при необходимости под такую формулировку возможно подвести фактически любую заметку про вашего мальчика. А как говорит один мой старый знакомый "хороша каждая заметка, помимо некролога".
Конкретно тут и кроются основные причины баталии на тему будет это агитацией либо всего лишь информированием.
Но на этом мы закончим с теорией и перейдем к практике. Конкретно с практической целью ЦИК создала Коммисию по информационным спорам, как раз чтобы искать и находить в нужных случаях эту узкую грань между предвыборной агитацией и информированием избирателей. И, как это в большинстве случаев бывает в ходе выборов, одни кандидаты пожаловались на других, что якобы в информационных выпусках каналы уж через чур очень сильно агитируют за одного кандидата. Назовем его в стиле Гоголя – просто приятным кандидатом. Среди заявителей, утверждавших о незаконной агитации, был один кандидат, даже как бы так вернее сказать, чтобы не прослыть неполиткорректным сексистом, была, а лучше скажем снова в гоголевском стиле, был кандидат приятный во всех отношениях.
Так вот Коммисия все заявления рассмотрела, а позже и вся ЦИК на своем совещании постановила – вы думаете запретить – совсем нет – Советовать всем СМИ полноценно освещать избирательную кампанию и обратить внимание телекомпаний на недопустимость распространения информации, имеющей показатели предвыборной агитации, вне пропагандистского периода.
И вот практически спустя два дня после принятия этого распоряжения тот самый кандидат, приятный во всех отношениях, появляется в часовом эфире самого центрального канала в самой популярной и глубокоуважаемой телепрограмме. Причем это интервью нельзя назвать ни "информированием" телезрителей, ни освещением "опытной" деятельности, потому, что помимо как о выборах, сборе подписей, программе кандидата и его публично-политических взорах никакие иные вопросы даже не обсуждаются. Кроме всего другого, это создает положительное отношение к кандидату, что само по себе есть показателем агитации. Ну и самое основное канал транслирует эту передачу в тот момент, когда агитация в средствах массовой информации запрещена. По закону такая агитация в средствах массовой информации разрешена только за 28 дней до даты голосования, другими словами с 17 февраля…
Конечно же возможно заявлять, что никакой пропагандистской цели у этой программы не было, и как бы даже прямых призывов голосовать там тоже не было (ну если не считать патетических вздохов о том, что мне серьёзны эти выборы и ответственна поддержка), но даже и без вот этих прямых и недвусмысленных намеков, всем кто знает настоящее определение агитации должно быть ясно, что ничего другого помимо предвыборного продвижения у этой программы не было.
Другими словами жаловаться на СМИ за незаконную агитацию других кандидатов и самому пойти в эфир с явным нарушением правил, совсем замечательно уживается в одном человеке.
Вот появляется вопрос – жаловаться на нарушения других и позже самостоятельно нарушить похлеще это у наших сограждан в крови либо этому нужно долго обучаться?! Не смотря на то, что, как вы знаете, риторические вопросы не требуют ответа…
Александр Глушенков, юрист
Комментариев нет:
Отправить комментарий